15 сентября 2010

Обнаружены генетические причины близорукости

Результаты недавнего исследования, проведенного группой американских специалистов-генетиков из Медицинского центра Университета Дюка в Северной Каролине, позволили авторам работы объявить об открытии гена, связанного с развитием миопии (или, говоря другими словами – близорукости) среди людей, принадлежащих к европейской расе. Практически одновременно с этим открытием команда американских и голландских экспертов заявила о нахождении еще одной генетической последовательности, так же связанной с развитием этого самого распространенного заболевания зрительной системы.

Сразу стоит отметить, что обе упомянутые команды ученых использовали в своей работе методы сравнительной геномики для поиска генов, расположенных на 15-й хромосоме человека и оказывающих влияние на развитие близорукости.

В ходе своей работы американские эксперты проанализировали гены более 13 тысяч близнецов, проживающих в различных регионах нашей планеты, включая сюда Великобританию, Нидерланды и Австралию. Результаты этого анализа показали, что процессы развития близорукости находятся в весьма тесной взаимосвязи с участком ДНК, оказывающим влияние на работу гена RASGRF1. Данный ген функционирует в клетках нервной системы (нейронах), а также в сетчатке глаза, отвечая за восприятие изображения и формирование зрительной памяти.

Авторы работы также подтвердили справедливость полученной информации путем создания генноинженерных мышей, лишенных RASGRF1. Обследование лабораторных животных показало, что в строении хрусталика их глаза имелись существенные отклонения, негативно влияющие на остроту зрения.

Что же касается другой группы специалистов, о которой мы уже упоминали, то она провела сравнительный анализ нескольких тысяч генотипов жителей Нидерландов. Как сообщает на своих страницах интернет-портал belta.by, результаты проведенного анализа показали, что район 15-й хромосомы вблизи двух генов GJD2 и ACTC1, работающих в сетчатке, также связан с процессами развития близорукости у европейцев.

Комментируя полученные результаты, специалисты-генетики отмечают, что данные работы позволяют взглянуть на механизмы развития близорукости совершенно под другим углом зрения, что, в свою очередь, открывает путь к созданию новых методов лечения этого самого распространенного заболевания глаз.