5 июля 2010

Американские ученые выявили генетические причины очагового облысения

Результаты недавнего исследования, проведенного группой американских специалистов из Колумбийского университета (Columbia University) в Нью-Йорке, позволили авторам работы выявить восемь генов, связанных с развитием очагового облысения. Эксперты выражают надежду, что полученные ими данные облегчат работу по созданию лекарства от данного заболевания.

В ходе исследования, о котором здесь идет речь, Анжела Кристиано (Angela M. Christiano) и ее коллеги проанализировали геном 1054 пациентов, страдающих очаговой алопецией, а также 3278 лиц без указанного заболевания.

Результаты указанного анализа позволили выявить восемь генов, функция которых была связана с развитием очагового облысения. Так, американские эксперты исследователи обнаружили, что в волосяных фолликулах пациентов с очаговой алопецией имеются кодируемые геномом ULBP3 белки, которых в норме там быть не должно. Ученые склоняются к мысли, что помеченные указанными белками клетки уничтожаются иммунной системой организма, результатом чего и является потеря волос. Более того, вероятность развития указанного заболевания находится в статистической связи с экспрессией в волосяных фолликулах двух других генов – PRDX5 и STX17.

Кроме того, как сообщает на своих страницах интернет-ресурс medportal.ru, авторами работы было обнаружено еще пять генов, которые также определяли роль иммунной системы организма в развитии очагового облысения. По словам исследователей, ранее функция указанных генов связывалась с развитием аутоиммунных заболеваний, в числе которых присутствуют ревматоидный артрит, целиакия, а также сахарный диабет 1-го типа.

Комментируя полученные результаты, ведущий автор работы отметила, что исследования, проведенные ее командой, окажутся полезными для специалистов, занимающихся разработкой лекарственных препаратов для лечения очагового облысения на генетическом уровне.

Напомним, что некоторое время назад научная группа Анжелы Кристиано обнаружила генетические механизмы развития наследственной формы облысения. В тот раз американские эксперты смогли продемонстрировать, что мутация гена APCDD1 блокирует синтез белков, регулирующих процессы формирования и развития органов и тканей, причем сюда также попадает рост и выпадение волос.

В связи со всем изложенным стоит привести данные американского Национального фонда очаговой алопеции (National Alopecia Areata Foundation), согласно которым, указанное заболевание встречается в среднем у 2% населения, причем оно одинаково часто поражает женщин и мужчин. На сегодняшний день очаговое облысение диагностируется примерно у 5,3 миллионов жителей Соединенных Штатов.

Подробный отчет о работе американских исследователей опубликован в журнале «Nature».