12 апреля 2010

Японцы способны переваривать красные водоросли благодаря особому штамму кишечных бактерий

Результаты исследования, проведенного группой французских специалистов из парижского Университета Пьера и Марии Кюри, позволяют утверждать о наличии в кишечнике жителей Японии специальных ферментов, необходимых для переваривания водорослей, традиционно используемых во многих блюдах японской кухни.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Как известно, в пищеварительном тракте человека расщепление углеводов осуществляется группой ферментов под общим названием гликозидазы, насчитывающей в себе более 260 веществ. Все указанные ферменты не производятся клетками нашего организма, а вырабатываются микрофлорой кишечника, в том числе и бактериями рода Bacteroides. Каждый из таких ферментов предназначен для расщепления определенного вида углеводов, поступающих в организм с растительной пищей. Что же касается гликозидаз, участвующих в переваривании морских красных водорослей, то они были выделены у бактерий Zobellia galactanivorans, обитающих на поверхности этих растений.

В ходе исследования, о котором здесь идет речь, Мирьям Чижек (Mirjam Czjzek) и ее коллеги провели сравнительный анализ генома указанных бактерий, а также других представителей микрофлоры кишечника.

Как сообщает на своих страницах интернет-ресурс medportal.ru, в процессе анализа гены ферментов для переваривания водорослей были выявлены у бактерий Bacteroides plebeius, населяющих пищеварительный тракт жителей Японии. В тоже время, у аналогичных бактерий, живущих в кишечнике жителей Северной Америки, указанные ферменты отсутствовали.

Авторы работы склоняются к мысли, что представители микрофлоры кишечника жителей японских островов получили данные гены в результате обмена наследственной информацией с бактериями, обитающими на водорослях, использующихся в приготовлении многих блюд традиционной японской кухни. Что же касается того, когда именно произошел данный обмен генами, то здесь пока еще остается только гадать.

Комментируя полученные данные, французские эксперты отметили, что употребление сырых продуктов оказало весьма сильное влияние на разнообразие ферментов, вырабатываемых микрофлорой кишечника. Вместе с тем, термическая обработка красных водорослей, используемых для приготовления суши в настоящее время, значительно снижает шансы переноса генов.

В заключение остается добавить, что подробный отчет о работе французских специалистов опубликован в журнале «Nature».