Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Доктор Лофтус вспоминает

Доктор Элизабет Лофтус, психолог и ведущий специалист в области подавленной и восстановленной памяти, считает, что большей частью такая память является иллюзорной. Но даже она, вооруженная своими знаниями о возможности фальсификации воспоминаний, сама чуть было не «восстановила» свои собственные детские воспоминания, которые в действительности были иллюзорными.

Когда доктору Лофтус было 14 лет, ее мать погибла в ужасной аварии. Тридцатью годами позже, на какой-то семейной встрече ее дядя рассказал ей, что именно она обнаружила тело своей матери. И внезапно она вспомнила обо всех связанных с этим ужасах. «Я помню, — писала она в своей книге «Миф о подавленной памяти», — полицейские машины, свет их мигалок, носилки с чистым белым одеялом, в которое было завернуто тело».

Но ее дядя ошибся, как это вскоре подтвердили и родственники. Лофтус никогда не видела тела своей матери после аварии, тело нашла ее тетушка Пирл. Просто, когда ей сказали, что она там была, ее ум воссоздал всю сцену в соответствии с тем, как она ее себе представляла в своем воображении.

Если доктор Лофтус, которая понимает в процессе формирования памяти гораздо больше, чем вы или мы, могла быть обманута баснями иллюзорной памяти, то, конечно, никто из нас не застрахован от этого.

Интересные факты

Несколько лет назад в Корнелском университете психолог Стивен Сеси провел эксперимент, в котором группу детей спрашивали, помнят ли они о пяти разных событиях, которые происходили в их жизни. Четыре из этих событий были обычными для каждого ребенка, например путешествие или празднование дня рождения, а вот пятое было вымышленным, в действительности никогда с ребенком не происходившим. В каждом случае таким придуманным событием была история о том, что мышеловка, захлопнувшись, прищемила ребенку палец и пришлось ехать в больницу, чтобы там оказали помощь. Тест повторялся каждую неделю, и на одиннадцатой неделе уже треть детей «помнили» историю с мышеловкой, часто множеством подробностей, которыми их «память» снабжала их уже без помощи экспериментаторов.

Кстати…

Может быть, вы говорите себе: «Ну со мной-то такого не может случиться», но все дело в том, что это уже случилось. Некоторые сцены из вашей жизни уже слегка переписаны. Неловкие ситуации были отрежессированы как менее неловкие или, может быть, как вызывающие еще большую неловкость, чем это было в действительности. Моменты полной растерянности вспоминаются теперь как время, когда вы с умом выбирали нужную дорогу. Честно. Поверьте нам.

Выйти из автобуса

В 1973 г. психологи Джордж Гетелс и Ричард Рекман провели в старших классах школы в Массачусетсе серию экспериментов, ставшую классической. Сначала школьникам дали тест на предпочтение, чтобы определить их отношение к бурно обсуждавшейся проблеме — тогда это была тема дня, — должны ли школы быть смешанными или же необходимо поддерживать их расовую и социальную интеграцию. В последнем случае детей из одного района предполагалось возить в предназначенные им школы на специальных автобусах. Поэтому эта проблема получила название «автобусных перевозок».

Экспериментаторы разбили школьников на две группы: 42 % школьников, поддерживавших такие перевозки, были объединены в одну группу, и 53 %, возражавших против них, — в другую.

Оставшимся 5 %, по-видимому, было все равно, и они были исключены из эксперимента.

Каждую группу затем в больших количествах снабжали материалами, направленными на то, чтобы они изменили свое мнение на противоположное. Те, кто были против перевозок, смотрели материалы в поддержку перевозок и наоборот, и в каждой группе была «подсадная утка», лидер группы, которого заранее проинструктировали, чтобы он поддерживал определенную точку зрения.

Неудивительно, что, подвергнутые такому натиску искусной аргументации, многие школьники изменили свою точку зрения на перевозки. Но что действительно удивило, это то, что, когда школьников попросили вновь ответить на вопросы анкеты и воспроизвести свою исходную точку зрения, их ответы оказались гораздо ближе к их нынешней точке зрения, чем это было исходно.

Когда им показали ответы на первую анкету, все они были поражены, что они не смогли правильно вспомнить свои ответы, данные за несколько недель до этого.

Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»

Далее по теме: