Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Биография. Медицинская практика (II)

Проблема Ломброзо в том, что свои выводы он строил на ограни­ченном круге факторов. Бросается в глаза односторонность теории Лом­брозо, тогда как проблема преступлений многолинейна и требует мно­гофакторного анализа. В этой теме нельзя слишком легко удовлетворять­ся готовыми, находящимися под рукой объяснениями. Короче говоря, достаточно беглого взгляда, чтобы выявить, что позиция Ломброзо относится к чисто спекулятивной конструкции, лишенной эмпирических оснований.

Изучение людей, совершивших преступления агрессивного харак­тера, все чаще приводит ученых к мысли, что в работе мозга таких лю­дей — пусть не всегда, но гораздо чаще, чем представлялось раньше, — происходят те же отклонения, что и у психически больных. Особенно характерно это для агрессоров-рецидивистов: психиатры часто обнару­живают у них явные признаки шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивных состояний, причем такие диагнозы часто ставятся еще задолго до того, как совершается преступление. Видимо, поломки в ра­боте серотониновых антиагрессивных механизмов лишь потому позво­ляют человеку переступить порог агрессивного поведения, что его мозг уже надломлен недугом.

Такую точку зрения подтверждают и исследования физиологии пре­ступников. Как пример можно привести интереснейшее наблюдение американского химика-аналитика У. Уолча, изучавшего методом массспектрометрии содержание микроэлементов в волосах людей. Анализы показали: у большинства агрессоров, взрослых и подростков, в отличие от обычных людей, в волосах повышено содержание свинца, железа, кад­мия, кальция и меди и понижено — цинка, лития и кобальта. Из этого, однако, не следует, что любой преступник — душевнобольной, как, ко­нечно, и то, что любой душевнобольной — преступник. У людей с нор­мальным мозгом отклонения могут возникать не на физиолого-биохимическом уровне, а на уровне осознания морально-этических ценностей. От­сюда следует, что «незачем мерзости нормы списывать за счет патологии». В книге «Criminal Man» (1895 г) Ломброзо впервые изложил резуль­таты использования примитивных приборов при допросе преступни­ков. В одном из описанных им случаев следователь, беседуя с подозре­ваемым, с помощью плетизмографа обнаружил физиологические изме­нения (ускорение пульса, увеличение давления, увеличение частоты дыхания и потливости). Описанный случай интересен тем, что являет­ся, по-видимому, первым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи».

Рассматривая уголовное право как отрасль физиологии и патологии, Ломброзо переносит уголовное законодательство из области моральных наук в область социологии, сближая его вместе с тем с науками естествен­ными. Он предлагал заменить судей-криминалистов судьями новой формации, из среды представителей естественно-научной области… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Далее по теме: