Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Биография. Медициская практика (IV)

Перейдем к заключительной истории болезни Людовика, в кото­рой доктор Ги-Крессан Фагон (1638-1718 гг) — член медицинского фа­культета, главный лейб-медик (1693-1715 гг) и друг Людовика XIV, сыграл роль могильщика своего монарха. Как уверяет историк Сен-Симон, Фагон был, возможно, «одним из самых блестящих умов Европы, живо интересовавшихся всем, что имело отношение к его про­фессии, он был великим ботаником, хорошим химиком, даже мате­матиком». Но был ли он хорошим врачом? Елизавета-Шарлотта ду­мает, что король прожил бы еще несколько лишних лет, если бы «Фа­гон не делал ему столько промываний… часто доводя короля до кро­вавого поноса». Безусловно, в промываниях необходимость была, Людовик был отменным едоком и всегда страдал желудком. Принцес­са Палатинская рассказывает, что во время ее присутствия на обеде короля тот съел 4 тарелки разных супов, целого фазана и целого глухаря, несколько блюд салата, огромный кусок баранины с чесноком, 2 больших куска ветчины, коробку печенья и на десерт массу фрук­тов и конфет.

Валло сообщает: «Всю пятницу, 30 августа, король пребывал в состо­янии прострации. У него нарушился контакт с реальностью. 31-го состо­яние его еще больше ухудшилось, проблески сознания были уже очень короткими. Смерть наступила 1 сентября 1715 года, в воскресенье, утром, ровно за четыре дня до исполнения королю 77 лет. Доктор Генрих Ледран (1656-1720 гг), находившийся у смертного одра Людовика XIV, в своих мемуарах сообщает, что король умер от старческой гангрены. Однако тай­ная супруга Людовика XIV мадам де Ментенон считала иначе. Она говорит, что король всегда был крепок. В свои 77 лет он еще спал при настежь раскрытых окнах, не боялся ни жары, ни холода, отлично себя чувствовал в любую погоду, ел в большом количестве свое любимое блюдо — горох с салом. Самый великий из французских королей обладал и самым креп­ким здоровьем вплоть до самой смерти. Но даже организм Людовика XIV не выдержал, сдался врагу, оказавшемуся страшнее болезни, — медици­не. Духовник Людовика XIV отец Лашез (в честь него названо самое боль­шое парижское кладбище Пер-Лашез) негодовал, называя врачей меди­цинского факультета «недоумками». Людовик XIV скончался в Версале. С балкона выходящего из покоев короля в 8.15 утра было объявлено о его кончине; на тот же балкон 74 года спустя выйдет король Людовик XVI, чтобы успокоить народ, требующий его возвращения в Париж.

Ну что же, пожалуй, не стоит дальше всматриваться в это запылен­ное зеркало истории медицины, доказывая, что кровопускание, явля­ясь с седой старины центральным пунктом всей терапии, приводило к печальным результатам!

Французский клиницист Анри Труссо (1801-1867 гг) поднял борьбу против идей Бруссе. «Если бы врачи знали естественное течение болез­ней, — говорил Труссо, — то они применяли бы кровопускание гораздо реже, чем они это делают, и не возобновляли бы его, раз оно уже было сделано». Ссылаясь на работы Луи (1787-1874 гг), непременного секре­таря Парижской хирургической академии, Труссо говорил, что, несмот­ря на временное улучшение, вслед за кровопусканием часто приходит смерть.

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Далее по теме: