Site icon Medkurs.ru

Бессознательное обучение осуществляется при помощи древнейших отделов мозга

Результаты нового исследования, проведенного группой шведских специалистов из медицинского университета «Karolinska Institutet», позволяют утверждать о том, что основные человеческие системы обучения используют участки мозга, имеющиеся у самых примитивных позвоночных животных, таких, как некоторые виды рыб, пресмыкающихся и земноводных. Речь здесь идет об одном из самых эволюционно старейших отделов мозга — так называемом лимбическом стриатуме.

В ходе исследования, о котором здесь идет речь, профессор Фредерик Уллен (Fredrik Ullén) из Karolinska Institutet и Института мозга Стокгольма, а также его коллеги изучали указанный отдел мозга и способность к запоминанию движений, сознательно и бессознательно, путем повторения.

Как известно, те структуры мозга, которые принимают непосредственное участие в процессе обучения и управления движением, являются базальными ганглиями, лежащими в глубине полушарий головного мозга. Использующийся в передаче сигналов между нейронами допамин имеет крайне важное значение для обучения и пластичности базальных ганглиев.

В процессе своей работы шведские исследователи изучили как явное, так и неявное обучение последовательности движений в зависимости от количества рецепторов допамина D2 в базальных ганглиях. Полученные результаты показали наличие взаимосвязи между плотностью рецепторов D2 и обеими формами обучения. Вместе с тем, авторы также обнаружили, что в неявное обучение был вовлечен лимбический стриатум, являющийся эволюционно старой частью базальных ганглиев.

В этой связи интернет-портал medlinks.ru приводит на своих страницах следующие слова доктора Уллена: «Иными словами мы, вероятно, имеем некоторые основные системы обучения общие не только с крысами, мышами и другими млекопитающими, но и с самыми примитивными позвоночными, которые также имеют лимбический стриатум… Наши результаты доказывают теории, которые говорят, что неявные, под которым я имею в виду бессознательные, обучающие системы мозга проще и эволюционно старше».

Комментируя полученные результаты, авторы исследования отметили, что лучшее понимание механизмов работы указанных систем обучения может оказать серьезную помощь при разработке новых методов лечения таких заболеваний, как болезнь Паркинсона и Гентингтона, характеризующихся нарушениями функции базальных ганглиев и нарушениями моторики.

Подробный отчет о работе шведских экспертов опубликован в журнале американской академии наук «PNAS».

Exit mobile version