Site icon Medkurs.ru

Реакция тела на различные эмоции

При страхе расширяются зрачки («у страха глаза велики»). При различных эмоциях учащается или урежается частота дыхания, изменяется форма дыхательных движений, которые можно записать с помощью аппарата, называемого пневмографом, причем разные эмоции дают разные формы кривых. Меняется при эмоциях и частота пульса, кровяное давление, потоотделение, слюно и слезоотделение.

Эмоции активно влияют на двигательную деятельность желудка и кишечника, затормаживая или ускоряя ее. При сильном эмоциональном возбуждении меняется и состав крови. В ней обнаруживается больше сахара, чем в спокойном состоянии, что свидетельствует о повышенном выделении адреналина из надпочечников в кровь.

Среди многих телесных изменений, наблюдаемых при эмоциях, представляет интерес изменение электропроводимости кожи, что обнаруживается в виде психогальванического рефлекса. Достаточно сделать испытуемому на этой установке любое замечание, вызывающее эмоцию, например: «вы сегодня чудесно выглядите», или «сейчас я вас уколю иголкой», чтобы показатель на шкале прибора дал резкое отклонение.

Возможность объективной регистрации телесных компонентов эмоциональных состояний легла в основу попыток, предпринятых за рубежом, для построения аппаратов типа «лжи детектор» (lie detector) для обнаружения лжи. Эксперимент проводится в лаборатории, где у испытуемого с помощью специальных приборов записывается пульс, дыхание, кровяное давление, электропроводимость кожи и т. д. Ему задаются различные вопросы. Скрывание истины или лживые ответы связаны с эмоциональными переживаниями, которые могут быть обнаружены при чтении показаний приборов. Надо сказать, что вопрос о практическом значении этой методики еще недостаточно ясен.

Рассмотрим еще одну особенность эмоций. У ребенка отняли игрушку и он горько заплакал. Проходит 5—10 минут, он все еще продолжает плакать. Вы спрашиваете, почему он плачет, просите рассказать, кто его обидел. Ребенок отвечает, что он не знает и не может объяснить причины своих слез, он уже забыл, что у него отняли игрушку. Почему же он тогда плачет?

Оказывается, что если очаг возбуждения в коре мозга при эмоциях через подкорку возбуждает симпатическую нервную систему, вызывая эффекты ее действия — покраснение и побледнение лица, учащение сердцебиений, слезотечение и пр., то имеет место и обратное движение процесса возбуждения в нервной системе от периферии к центру, от слезной железы к подкорке и коре и т. д.

Таким образом, если вначале эмоция горя у ребенка была вызвана обидой, то в дальнейшем она поддерживается слезами, плача и т. п. Отсюда становится понятным, сдерживание внешних проявлений эмоций способствует их уменьшению или исчезновению и наоборот, усиливая внешние проявления эмоций, мы можем искусственно их увеличить и продлить.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Exit mobile version