Site icon Medkurs.ru

Что и почему мы запоминаем (Пример)

Два студента спорят о том, правильно ли включен в программу определенный материал. Первый студент считает, что материал этот совершенно необходим для будущего специалиста, второй студент убежден, что материал бесполезен и учить его надо только потому, что таковы требования. При одинаковой затрате времени и примерно одинаковых способностях первый студент запомнил задание гораздо лучше. Итак, прежде чем заучить что-нибудь, надо совершенно ясно осознать необходимость и важность запоминаемых сведений.

Не меньшее значение имеет для запоминания понимание запоминаемого материала. Непонятое или плохо понятое плохо запоминается и наоборот, чем глубже поняты теории и закономерности в их связи с конкретными фактами, тем легче происходит запоминание.

Иногда учащиеся склонны сосредоточивать свое внимание на фактическом материале, пропуская или не уделяя достаточно внимания теоретическим обобщениям.

Такой подход, безусловно, неправилен и ухудшает запоминание, ибо чем больше знания приведены в систему, тем лучше они запоминаются. По этой причине трудно, например, запомнить доказательство геометрической теоремы, если оно недостаточно точно понято, но стоит как следует понять его — и доказательство запоминается как бы само собой. Помня об этом, никогда не следует жалеть времени для объяснения. Итак, приступать к заучиванию следует только тогда, когда учебный материал хорошо понят.

Только что изложенное правило запоминания относится к материалу, который возможно осмыслить. Иногда, однако, приходится прибегать к механическому запоминанию, когда нужно запомнить числа, формулы и другие вещи, не поддающиеся осмысливанию. В таких случаях пользуются специальными приемами, так называемыми мнемоническими приемами, облегчающими запоминание. Вот несколько примеров. Телефон 24816 легко запомнить, заметив, что каждая следующая цифра после 2 является удвоенной предыдущей (2, 4, 8, 16).

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Exit mobile version