Site icon Medkurs.ru

Как бороться с рассеянностью?

Мы довольно подробно выясняли причины, способствующие рассеянности. Следует в каждом отдельном случае разобраться в причинах, мешающих вниманию, и, по возможности, устранить их.

Если речь идет о болезненных расстройствах внимания, то здесь может помочь лечение и, в первую очередь, вещества, регулирующие процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Из таких веществ можно упомянуть о броме и кофеине.

Еще о свойствах внимания

Некоторые люди обладают способностью делать одновременно несколько дел, из которых каждое требует внимания. Так, крупнейший русский психиатр и невропатолог академик В. М. Бехтерев мог одновременно писать

научную статью и слушать доклад сотрудника на совершенно другую тему, или же, разговаривая с собеседником, одновременно исправлять ошибки в печатных оттисках (корректура). Мне приходилось исследовать человека, который мог вести живую беседу и одновременно читать книгу. Кроме того, он в то же время совершал арифметические действия в уме, прибавляя к заданному числу по 17, например: 232, 249, 266, 283 и т. д.

Описанное свойство называется объемом внимания. При этом внимание распределяется на два или большее число объектов. Это довольно трудная и далеко не всем доступная задача, если речь идет о непрерывном внимании к нескольким сложным психическим процессам, причем распределять внимание можно не больше чем на 2—3 объекта. А что же делать, например, летчику?

Он должен обращать свое внимание и на пейзаж, и на карту, и на звук мотора, и на радиосигналы, и на показания большого количества приборов. Здесь вступает в силу так называемое переключение внимания. Летчик последовательно направляет свое внимание сначала на один объект потом на следующий в определенном порядке. Пользуясь переключением внимания, можно следить за большим количеством объектов.

Летчик, в результате упражнения и тренировки, пользуясь переключением и отчасти распределением внимания, справляется с этой трудной задачей.

Описав основные закономерности внимания, мы хотим заметить, что их легко использовать для того, чтобы улучшить или организовать свое собственное внимание или внимание других людей, в котором вы заинтересованы. Для этого надо учесть то, что мы говорили о значении интереса, понимания, о правильном чередовании предметов занятий, а также занятий и отдыха, о роли установки и опосредованного внимания, о значении упражнения для воспитания внимания и т. д. Правильное использование этих закономерностей может принести практическую пользу в деле улучшения внимания и борьбы с рассеянностью.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Exit mobile version