Site icon Medkurs.ru

Что говорит по поводу заикания логопедическая наука?

Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. В логопедических детских садах учат правильно, четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм! Лечение гипнозом не всегда приносит ощутимые результаты прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются воздействию гипноза. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека.

В лечебной практике были случаи, когда гипнотическое воздействие на заикающихся подростков вызывало у них через несколько месяцев, через год, два и даже пять лет не только ухудшение речи, но и головные боли, бессонницу, ухудшение памяти и даже галлюцинации. К тому же подчинение воле другого человека, гипнотизера, не только не вырабатывает у заикающегося подростка уверенности в себе, в своих силах и скрытых возможностях организма, а, наоборот, формирует нерешительность, психологическую зависимость от другого человека, что в данном случае только ухудшает положение дел.

«Ты абсолютно здоров!» — внушает гипнотизер заикающемуся подростку. А у того — поверхностное (ключичное) дыхание и больная носоглотка… «Твой голос звучит плавно и мелодично!» А у ребенка пассивная диафрагма и слабые, полностью не смыкающиеся голосовые связки… «Твое тело пластично и послушно!» А у подростка ревматический сколиоз, задержка физического и полового развития или плоскостопие…

Ну как же можно заставить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо работают мышцы, участвующие в звукообразовании? Если его тело непластично и неспособно ритмично двигаться?!

И уж совсем варварским способом можно считать лечение заикания психотропными препаратами. Ведь это не только негативно отражается на психике (обусловливает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и вызывает различные половые расстройства у юношей.

При лечении заикания у юношей и подростков логопеды вообще не уделяют внимания половой сфере. А ведь нельзя забывать о том, что в звукообразовании участвуют три системы: дыхательная, нервная и половая; последние две тесно связаны. Мужские половые гормоны (андрогены) особенно сильно, влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-15 лет). Возьмем, к примеру, детский хор. В 10-12 лет поют и мальчики, и девочки. А в 14-15 лет вы не увидите ни одного мальчика, поют только девчонки! И если в этом возрастном периоде в хоре мальчик все-таки поет, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений половой и эндокринной систем (эктопия яичек, крипторхизм, микропенис, недостаточность функций щитовидной железы и надпочечников).

Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющие на функцию голосообразования: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. Обо всех отклонениях следует сообщить врачу.

У девочек мутация голоса проходит более сглаженно, но если имеют место какие-то нарушения (например, альгоменорея — болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Потому что функциональная альгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая — при пороках развития половых органов. И та и другая напрямую влияют на функцию голосообразования — голос часто «садится», становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки. И если во время «месячных» стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях во время менструации не может быть и речи.

Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется!

Источник: Л.Смирнова "1000+1 совет о дыхании"

Exit mobile version