Site icon Medkurs.ru

Язык — мощное орудие социализации

Голоса родителей и других взрослых интериоризируются вначале просто как голоса, затем как предложения и значительно позднее как мысли. Дети также интериоризируют поведенческие акты и установки, которые они видят, повторяя и адаптируя их путем имитации и фантазии в своих играх. Совесть детей строится на основе социально-культурных традиций родителей.

Дети интериоризируют не то, чему их учат родители, а их личностные свойства. Теории развития совести можно было бы назвать теориями когнитивного развития. Piaget, Kohlberg и Aronfreed исследовали реакции детей на искушение в разных экспериментальных ситуациях и их попытки объяснить свое поведение в условиях моральной дилеммы.

Теория, предложенная Kohlberg, наиболее разработана. Он выделил стадии развития совести, которые не сформированы в виде временного ряда, но порядок следования которых инвариантен. Некоторые взрослые никогда не достигают конечной, высшей, стадии созревания, что может быть результатом действия конституциональных, темпераментных факторов или факторов внешней среды либо психологических или социальных нарушений развития совести.

Kohlberg выделил три крупных уровня развития совести, каждый из которых подразделяется в свою очередь на две стадии. В основном развитие движется от первичного выделения себя или родителей в качестве референтов моральных суждений или действий к дистанционным референтам, таким, как законы или общие принципы.

«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов

Exit mobile version