Site icon Medkurs.ru

Социализация, дисциплина и наказание

Социализация — это первичный процесс общения между развивающимся ребенком и его родителями, другими взрослыми, имеющими для ребенка значение. Она заключается в овладении знаниями и навыками, позволяющими достичь определенного равновесия между ребенком и социальным окружением. Это достигается как формально, так и неформально, сознательно и бессознательно, путем выполнения предписаний и подражания примерам.

Хотя социализация продолжается в течение всей жизни индивида, время от рождения до позднего подросткового возраста считается периодом становления первичных адаптивных социальных установок и форм поведения. Дисциплину можно определить как выработку правильного поведения и действий.

При этом имеется в виду как умственный, так и моральный аспект. «Дисциплина» как термин означает воспитание, обучение, проводимое под чьим-то контролем. В это понятие входят защита, предупреждение и наказание. Дисциплина на ранних этапах жизни ребенка проявляется в его взаимоотношениях с родителями и заключается в том, что поведение его соответствует их пожеланиям и расположениям.

По мере роста ребенка это распространяется на все более широкую область поведения, принимает форму персональной ответственности, способствует выработке персональной самостоятельности, авторитетности и честности, что позднее преобразуется в правила, регламенты, законы, мораль и этические принципы.

Ребенок уже в возрасте 1,5 — 2 лет сталкивается с дисциплиной в виде все возрастающего числа правил и требований, установленных в его семье. По мере физического, умственного, эмоционального и социального созревания дети постепенно интериоризируют эти стандарты, у них развивается внутренний контроль за своим поведением, т. е. самодисциплина.

«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов

Exit mobile version