Чрезмерно привязанные дети (например, школьной фобией) могут чувствовать, что основой привязанности является страх, обусловленный болезнью матери или отца либо семейными конфликтами, поэтому они все сильней «цепляются» за дом, в котором могут перенимать взгляды своих родителей на мир как опасное и ненадежное место.
Болезни усиливают такую зависимость. Эта зависимость приводит к нежелательным результатам, если после своего выздоровления родители не собираются предоставить детям определенную самостоятельность. Некоторые дети вынужденно становятся самостоятельными в школьном возрасте из-за смерти родителей.
Подросток в возрасте 12 лет, на плечи которого легли заботы по ведению хозяйства или заботы о младших братьях и сестрах после смерти матери или развода родителей, способен принять эту ответственность и самостоятельность. Однако в ряде случаев явно счастливые дети, став взрослыми, испытывают затруднения, столкнувшись с иждивенчеством своих детей, и чувствуют себя обманутыми и обиженными.
Существуют периоды, когда стремление детей к самостоятельности вызывает кризисные реакции у родителей. Врач должен быть главным нейтральным консультантом или арбитром, который может оценить эти ситуации и помочь родителям решить вопрос, правильнее ли предоставить ребенку некоторую самостоятельность или не делать этого. Это особенно трудная задача в отношении детей с какими-либо дефектами, нуждающимися в особой заботе и присмотре.
Помощь таким детям, когда самостоятельность приобретает совсем другой смысл, со стороны врача и родителей должна быть изобретательной и терпеливой. Наконец, дети во многом учатся самостоятельности у своих родителей, дедушек и бабушек или старших братьев и сестер. Мать, слишком распространяясь о своих тусклых девичьих годах, представляет собой модель и источник конфликта для 12-летней дочери, которая хочет и не хочет сблизиться с матерью.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов