Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская практика (III)

Единственным отдыхом от сверхчеловеческой работы для Шарко была музыка. По четвергам он устраивал музыкальные вечера, на кото­рых запрещалось даже упоминать о медицине. Любимым композито­ром Шарко был Бетховен. Может быть, из-за любви к искусству он про­вел исследование психологии творчества. Профессором Шарко в соавторстве со своим старшим ассистентом Полем Рише были изданы два тома художественных иллюстраций. Один из них назван «Одержимые демоном в искусстве» и содержит картины исцеления Христом и святы­ми «бесоодержимых», а также изображения святых в экстазе, другой — «Уродства и болезни в искусстве», в котором большое место отведено сце­нам исцеления паралитиков и слепых. Здесь представлены репродук­ции со старинных, относящихся к V веку нашей эры, табличек из слоновой кости, с рисунков на дереве, украшающих стены древних монас­тырей, воспроизведены фрагменты средневековых фресок, гравюр, кар­тин Рубенса, Рафаэля, Пуссена. С ними сопоставлены изображения мно­гообразных проявлений истерических припадков на материале больных Сальпетриера, мастерски зарисованные самим Полем Рише.

Портрет Шарко дополняют впечатления Фрейда, впервые увидевше­го его 20 октября 1885 года. «Когда часы пробили десять, вошел М. Шар­ко, высокий 58-летний мужчина, в цилиндре, с глазами темными и нео­бычайно мягким взглядом, с длинными зачёсанными назад волосами, гладко выбритый, с очень выразительными чертами лица: короче говоря, это лицо мирского священника, от которого ожидают гибкого разума и понимания жизни. Как преподаватель Шарко был просто великолепен: каждая из его лекций по своей композиции и конструкции представляла собой маленький шедевр, каждая фраза производила глубокое впечатле­ние на слушателей и вызывала отклик в уме каждого из них. Лекции были совершенны по стилю, давали мысли на весь последующий день».

О своём восхищении учёным, который сыграл значительную роль в повороте Фрейда от невролога к психопатологу, автор психоанализа сообщает: «Я полагаю, что изменяюсь в громадной степени. Шарко, который одновременно — один из величайших врачей и человек, здра­вый смысл которого — знак отличия гения, просто-напросто разруша­ет мои замыслы и концепции. Много раз я выходил с лекции как из собора Парижской богоматери, с новыми впечатлениями для перера­ботки. Он полностью поглощает мое внимание: когда я ухожу от него, у меня нет более желания работать над собственными простыми веща­ми. Мой мозг перенасыщен, как после вечера в театре. Принесёт ли когда-либо его семя плоды, я не знаю; но что я определённо знаю, так это то, что никакой другой человек никогда не влиял на меня столь сильно… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Exit mobile version