Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская практика (V)

В это время в России была введена приват-доцентура, позволяющая желающим проявить свои научные познания и преподавательские спо­собности и впоследствии иметь возможность занять штатное место про­фессора. Воспользовавшись этим обстоятельством и освободившись на­конец от запрета преподавать, П. Ф. Лесгафт обратился к попечителю Петербургского учебного округа с просьбой разрешить ему читать лек­ции по анатомии в качестве приват-доцента.

Прошение было удовлетворено, и 24 сентября 1886 года Петр Фран­цевич занял место за университетской кафедрой. Начался новый этап его преподавательской деятельности — десять лет работы в прославлен­ном столичном университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии. По достоинству оценив значение открытия В. Рентгена, он одним из первых стал использовать новый метод — рентгенологическое иссле­дование для изучения внутренних органов и суставов.

П. Ф. Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнас­тики в нашей стране. Многие приемы, применявшиеся им для коррек­ции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и в настоящее время. Вме­сте с Ф. Ф. Эрисманом и А. П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некото­рые учебные заведения Петербурга. Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего первым в России гигиеническим музеем.

Написанная П. Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измере­ния живого человека» была первым отечественным руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому он проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах. Созданная им Биоло­гическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследовательских институтов, в котором в советское время работали такие крупные ученые-академики, как Л. А. Орбели, А. А. Борисяк, В. Н. Любименко, В. А. Омелянский и др.

Труды Петра Францевича сыграли важную роль в развитии научных основ прогрессивной педагогики. «Руководство по физическому обра­зованию детей школьного возраста» было первой фундаментальной ра­ботой, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом анатомо-физиологических и психологичес­ких особенностей учащихся.

Велики заслуги профессора Лесгафта в деле женского медицинско­го образования, страстным защитником которого он был всю жизнь. Неоценима роль Петра Францевича в Деле развития физической культуры в нашей стране. После революции 1917 года на базе созданных и руководимых им курсов воспитательниц и руководительниц физичес­кого образования был открыт Государственный институт физического образования, ныне Государственный институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. В 1959 году на территории института был сооружен па­мятник П. Ф. Лесгафту.

Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи настойчиво реко­мендовали ему сухой жаркий климат и санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и реши­ли отвезти П. Ф. Лесгафта. К сожалению, болезнь зашла слишком далеко. 28 ноября 1909 года Петра Францевича не стало. Хоронили его в Пе­тербурге при огромном стечении народа.

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Exit mobile version