Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская практика (III)

Немецкий врач-виталист Иоганн Рейль (1759-1813 гг) в 1796 году в ста­тье «О жизненной силе» писал о том, что при электрическом раздражении в опыте Гальвани видно глазом, что в раздражаемую мышцу что-то перехо­дит. Не может ли кровь содержать вещество, которое оно берет в легких и затем по пути отдает его в сердце и сосуды и тем самым возбуждает деятель­ность этих частей? Не может ли это же самое производить нерв в мышце, свет в глазу, пища в желудке? Может быть, в грубом веществе органов в по­кое собирается тончайшее вещество, которое выделяется при раздражении? Может быть, в различной степени сродство между видимыми животными веществами и выделяемыми тонкими веществами при раздражении и зак­лючается специфичность раздражения для каждого органа.

После Биша никто из ученых не говорит о душе, многие расчленя­ют «жизненный принцип», возвращаясь ко временам ван Гельмонта. Во второй половине XIX века в биологии возникает течение неовитализм, объясняющее специфику жизненных явлений (зародышевого развития, формообразования, поведения организма) присутствием в живых телах особых нематериальных, непознаваемых сил.

Последний яркий выразитель витализма уходящего XIX века, Иоганнес Петер Мюллер говорит о душе, как о чем-то отдельном от жизненной силы. В XX веке возрождение витализма стало свершившимся фактом. Немецкий биолог Ханс Дриш (Driesch, 1867-1941 гг) твердой рукой в своей «Философии органического» (1909 г) установил витализм как научную гипотезу современности, как единственно возможное в его глазах объяснение биологических фактов. При этой оказии вспомнили и о докторе Штале, его похвалили, но довольно сдержанно: признание жизненной силы душой большинству неовиталистов нравилось так же мало, как и виталистам предыдущей эпохи.

В истории физиологии деятельность Биша и Мажанди имеет исклю­чительное значение. Оба они — новаторы в конкретном изучении, опи­сании различных, не известных еще науке явлений в здоровом и боль­ном теле животных и человека. Их имена связаны с самым ярким пери­одом начала опытного естествознания XIX века. Однако в физиологию они вошли с двумя взаимно исключающими взглядами на сущность жизни, физиологических процессов. Сравнивая состав живых и нежи­вых тел, Мажанди отмечал сходство и отличия в их характеристиках и еще до решающего синтеза Велером мочевины писал: «Многие из от­меченных отличий (органического), вероятно, в короткое время полно­стью отпадут. Так, например, надо отметить, что наряду с тем, что жи­вотные тела, полностью разрушенные, не могут снова быть сложенны­ми, химии удалось получить вещества в органических телах. Со време­нем это, вполне возможно, пойдет еще дальше»… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Exit mobile version