Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Раскачивание туловища

Медленные, ритмичные движения туловища вперед и назад или из стороны в сторону, обычно в положении сидя, преобладают в поведении больных олигофренией. В большинстве случаев они совершаются эпизодически, но могут порой продолжаться часами и сопровождаться мастурбацией. У здоровых детей эти движения появляются, как правило, в возрасте от 6 мес до 1 года и в норме редко наблюдаются у детей старше 4 лет.

Утверждают, что они возникают в тот период времени, когда ребенок перестает ползать, опираясь на все конечности, и переходит к вертикальному положению. Точных данных о распространенности этой привычки нет, но Lourie (1949) обнаружил, что в случайно отобранной педиатрической популяции у 15—20 % детей отмечались раскачивание туловища вперед и назад, из стороны в сторону и удары головой. При исследовании детей, находящихся в специальных детских учреждениях, эти цифры составляли 35%.

У детей раскачивание туловища обычно наблюдается перед отходом ко сну или при засыпании, причем движения идут в постепенно нарастающем темпе, а потом также последовательно стихают. Провоцирующими факторами являются состояния возбуждения или скуки.

В отличие от здоровых детей у больных олигофренией движения обычно сохраняют неизменный ритм и амплитуду. Интересно, что музыкальные ритмы могут изменять скорость спонтанного раскачивания.

Многие дети тихонько напевают во время раскачивания, как бы подтверждая этим, что они получают удовольствие.

Вероятно, с наслаждением, которое получают дети при совершении ритмичных движений, связана популярность детских люлек, лошадок-качалок и качелей.

Эволюционные теории исходят из того, что в норме ритмические моторные программы являются частью приобретаемых в детстве двигательных навыков, но при отставании в развитии или эмоциональных нарушениях происходит фиксация этих форм двигательного поведения. Психологические теории в качестве провоцирующих факторов называют состояния фрустрации, скуки и невнимания со стороны родителей.

«Тики», А.Дж.Лис

Далее по теме: