13 марта 2013

Анализ ДНК выявил, что человеческая Y-хромосома гораздо старше, чем это ранее предполагалось

Недавно обнаруженная Y-хромосома ставит выявленному общему предку по линии происхождения Y-хромосомы возраст более 100 000 лет, раньше самой старой известной, современной с анатомической точки зрения, человеческой окаменелости. Генетики из Университета Аризоны обнаружили самую старую известную генетическую ветвь человеческой Y-хромосомы — наследственный фактор, определяющий мужской пол.

Новая дивергентная линия происхождения, которая была обнаружена у человека, который представил свою ДНК компании «ДНК-Генеалогическое дерево», специализирующейся на анализе ДНК, для того чтобы отслеживать семейные корни, отходит от Y-хромосомного дерева задолго перед первым появлением в ископаемых находках анатомически современных людей. Результаты опубликованы в американском журнале «Генетика человека».

«Наш анализ указывает, что эта линия происхождения отклонилась от ранее известных Y-хромосом приблизительно на 300 000 лет назад, в то время, когда анатомически современные люди еще не выделились», — сообщил Майкл Хэммер, доцент отделения экологии и эволюционной биологии при Университете Аризоны и исследователь Аризонской исследовательской лаборатории Университета Аризоны. «Это сдвигает время жизни последнего предка с общераспространенной Y-хромосомой назад почти на 70 процентов».

В отличие от других человеческих хромосом, большинство Y-хромосом не обмениваются генетическим материалом с другими хромосомами, что делает более простой возможность проследить наследственные взаимосвязи среди современников. Если две Y-хромосомы несут одну и ту же мутацию, это — потому что они вместе имеют общего родственного предка в некоторой точке прошлого. Большее количество мутаций, которые отличны между двумя Y-хромосомами еще дальше отсылают назад время жившего общего предка.

Первоначально, образец ДНК, полученный от афро-американца, живущего в Южной Каролине, был представлен в Национальный географический генографический проект. Когда для того, чтобы указать линию происхождения из известных группировок Y-хромосом, не был обнаружен ни один из используемых генетических маркеров, образец ДНК послали в компанию «ДНК-Генеалогическое дерево» для того, чтобы произвести секвенирование (определение первичной структуры макромолекул). Фернандо Мендес, исследователь — постдокторант из лаборатории Хаммера, руководил усилиями по анализу последовательности ДНК, которая включала в себя больше чем 240 000 пар Y-хромосомы.

Хаммер сообщил, что изумительная особенность этого исследования состоит в том, что данные клиента этой генетической исследовательской компании, идентифицирующей линию происхождения, не соответствовали какой-либо позиции на существующем дереве Y-хромосомы. И это притом, что дерево было создано на основе данных более полумиллиона людей. Никто не ожидал найти что-нибудь подобное этому.

Как полагают, около 300 000 лет назад, неандертальцы отошли от наследственной линии происхождения человека. Только спустя более 100 000 лет, при ископаемых находках, появляются анатомически современные люди. Они отличаются от более ранних архаичных форм более легким строением скелета, меньшее лицо помещалось под высоким лбом, отсутствовал черепной альвеолярный отросток и был меньшим подбородок.

Хаммер сообщил, что недавно обнаруженная вариация Y-хромосомы является чрезвычайно редкой. Посредством больших поисков в базах данных его команда, в конечном счете, смогла найти подобную хромосому в группе населения Мбо, живущей в крошечной области западного Камеруна в районе Сахары (Африка).

«Это было удивительно, потому что ранее наиболее отличающиеся ветви Y-хромосомы были обнаружены в группах населения традиционных охотников-собирателей, таких как пигмеи и у говорящей на языке группы банту народности Кое Сан, которые, как полагают, на сегодняшний день являются наиболее отличающимися от других живущих человеческих популяций».

«Вместо этого образец соответствовал Y-хромосоме ДНК 11 мужчин, которые все прибыли из очень маленькой области западного Камеруна», — сказал Хаммер. «И последовательность оснований в ДНК этих людей является вариабельной, таким образом это не походит на то, что они все произошли от одного и того же предка».

Хаммер предостерегает против популярных понятий типа «митохондриальной Евы» или «Y-хромосомы Адама», которые указывают на то, что все человечество, точно произошло от одной пары людей, которые жили в определенной точке человеческой эволюции. «На этом в прошлом делался очень большой акцент», — сказал он. «Это — неправильное представление, что генеалогия отдельно взятой генетической области отражает дивергенцию популяций. Вместо этого наши результаты указывают на то, что есть очаги наследственно изолированных сообществ, которые взятые вместе сохраняют большую долю человеческого многообразия».

Однако, Хаммер сказал, что есть вероятность того, что будут найдены другие дивергентные происхождения, либо в Африке или среди афро-американцев в США и что в дальнейшем некоторые из них могут увеличить возраст дерева Y-хромосомы. Он добавил: «Было выявлено большое количество недостоверностей с людьми, пытающимися отследить отношение своей Y-хромосомы к различным поколениям, но этот человек из Южной Каролины может сказать, что он сделал это».

medicalnewstoday.com