Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Пуля в мозгу

Мы уже рассказывали вам о знаменитом ГМ, гиппокамп которого был удален хирургическим путем. После этого ГМ был не способен формировать новую фактологическую или событийную память, но сохранил ту память, которая сформировалась до хирургической операции. Примечательно, что он не потерял способности создавать новую навыковую память. Теперь вы узнаете о человеке, мозг которого был изменен в результате полученного во время войны ранения, и как он компенсировал свою потерю.

Александр Засецкий был подающим надежды молодым студентом инженерного вуза, когда фашистские войска вторглись в 1941 г. в его страну. Он закончил третий курс института и хорошо владел русским, немецким и английским языками. Засецкий оставил учебу и ушел на фронт. К 1943г. он уже имел звание младшего офицера.

2 марта 1943 г. в бою под Смоленском Засецкий был ранен. Осколки пули застряли в мозгу, разрушив часть затылочной доли. Когда его ранило, Засецкий потерял сознание и очнулся только в советском полевом армейском госпитале.

Первое, что он увидел, когда пришел в себя, — это склонившегося над ним врача. Он не знал, кто он, где он находится и что с ним случилось.

Чудом было то, что он выжил, а быстрое и практически полное физическое выздоровление не замедлило последовать за этим. Но его мозг был сильно поражен. Оба глаза были целы. Поврежденными, причем довольно своеобразным образом, были нервные окончания, воспринимающие сигналы от зрительных рецепторов. От середины своего поля зрения налево он мог видеть все и обоими глазами, но правая часть поля зрения была сплошным серым туманом.

Он утратил значительную часть своего словарного запаса. Он не просто забыл слова, но также потерял способность воспринимать общие понятия. Он лишился также способности координировать свои движения. Он забыл все, что он знал о частях своего тела, и о том, зачем они нужны. Он лишился значительной части своей фактологической памяти и еще большей части навыковой памяти.

Когда он попробовал читать, он не смог узнать ни одной буквы кириллицы (русского алфавита). С помощью врача ему удалось снова выучить все буквы, но амнезия была только одной из его проблем. В результате ранения (позже он стал называть его либо нарушением, либо болезнью) в его мозгу была повреждена значительная часть нервных путей. Рефлексы мозга были нарушены также из-за образования в ткани мозга рубцов.

Однако он потерял не всю память. Он все еще мог перечислить все буквы русского алфавита. Когда врач показывал ему, скажем, букву «М», Засецкий не мог вспомнить ее названия. Но если он начинал повторять все буквы алфавита, то, когда он доходил до буквы «М», что-то в его мозгу вставало на место и он говорил: «Это «М»».

Его выписали из госпиталя, и он возвратился домой. Когда его мать дала ему молоток и гвозди и попросила починить сломанную дверь, он не смог сообразить, зачем нужен молоток. Когда он наконец понял, то промахнулся мимо гвоздя и попал по пальцам, потому что его зрение было нарушено.

Когда он попытался читать, он обнаружил, что потерял способность передавать сообщения из кратковременной памяти в долговременную.

Сначала он мог удерживать в памяти только одну букву. Со временем он научился запоминать сразу три буквы, но больше уже не мог. Этот умный, образованный человек стал, по сути, неграмотным.

И все же в своей основе его интеллект сохранился, и его понимание и осведомленность о своем состоянии были поразительными. Он решил писать мемуары. Но, когда он в первый раз взял в руку карандаш, он не знал, каким концом писать и как с ним обращаться. Когда этот «трюк» был освоен, перед ним встала новая проблема.

При крайне малом периоде, на котором он мог сосредоточить свое внимание, и нарушенной кратковременной памяти он мог удерживать в памяти не более одного слова. А когда он пытался написать даже это одно слово, ему нужно было «вырисовывать» каждую букву старательно, так как это делают маленькие дети, когда учатся писать.

Но к тому времени, когда Засецкий кончал «рисовать» первую букву слова, он забывал, какое слово он собирался написать и предложение, частью которого оно было.

Что он мог сделать?

Здесь у Засецкого возникла замечательная идея. Может быть, его навыковая память не была полностью разрушена. До ранения ему не требовалось старательно писать каждую букву. Его мозг просто посылал команду руке написать слово, и рука делала это.

Чтобы написать «бык», вместо того чтобы старательно выводить «б», «ы» и, наконец, «к», Засецкий постарался расслабиться, просто приказать своей руке писать «бык» и дать ей сделать свою работу. И у него получилось!

Со временем он научился писать таким образом связные предложения и начал работу над мемуарами. Приблизительно за 30 лет он смог написать 3000 страниц. Чтобы написать в тетради всего одну страницу, ему приходилось работать с утра и до позднего вечера.

Он не мог вернуться к уже написанному тексту и проверить его — он так и не смог научиться нормально читать. Но он продолжал свою работу и в конце концов создал одну из наиболее выдающихся из когда-либо написанных автобиографий.

Кстати…

Вы можете и сами провести такой опыт, используя ручку и бумагу, пишущую машинку или компьютер. Просто подумайте о том, что вы хотите написать, и начните писать это. Старайтесь думать не о каждой букве, а о слове в целом. Если вы можете это делать, это на самом деле значительно ускоряет процесс письма.

Интересные факты

Работа Засецкого стала бесценным источником для его лечащего врача, Александра Романовича Лурия (1902-1977.), который был одним из величайших в мире исследователей памяти. Обширные отрывки из трагических, героических и, в конце концов, триумфальных мемуаров включены в книгу Лурия «Потерянный и возвращенный мир».

Нелегко сказать, какой урок можно вынести из опыта Засецкого, но, вероятно, он может быть таким: даже после таких разрушительных воздействий на организм воля и целеустремленность человека помогают достичь поразительных результатов.

Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»

Далее по теме: