Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Биография. Медицинская практика (VI)

Профессор С. П. Боткин дал более глубокую теорию патогенеза. Он противопоставил учению Вирхова об организме как «федерации» клеточ­ных государств, не связанных с деятельностью нервной системы и средой, свое учение об организме как о едином целом, управляемом нервной системой и существующем в тесной связи с внешней средой. Сергей Петро­вич исходил из учения И. М. Сеченова о том, что анатомо-физиологическим субстратом всех актов человеческой деятельности является механизм рефлекса. Развивая эту теорию, он выдвинул положение, что и патологи­ческие процессы внутри организма развиваются по рефлекторным не­рвным путям. Так как в рефлекторном акте главным членом является тот или иной узел ЦНС, то Боткин большое внимание уделял исследованию различных центров головного мозга. Он экспериментально открыл центр потоотделения, центр рефлекторных воздействий на селезёнку (1875 г) и высказал предположение о существовании центра лимфообращения и кроветворения. Показал значение всех этих центров в развитии соответ­ствующих заболеваний и тем доказал правоту неврогенной теории пато­генеза. Исходя из этой теории патогенеза, он начал строить и новую тео­рию лечения (воздействие на лечение болезни через нервные центры), но не успел развить ее до конца.

Неврогенная теория патогенеза С. П. Боткина ставит в поле зрения врача не только одни анатомические, но главным образом физиологи­ческие или функциональные (через нервную систему) связи организма и, следовательно, обязывает врача рассматривать организм в целом, ста­вить диагностику не только болезни, но и «диагностику больного», ле­чить не только болезни, но и больного в целом. В этом коренное отли­чие клиники Боткина от клиник гуморальной и целлюлярной школы. Развивая все эти идеи, он создал новое направление в медицине, оха­рактеризованное И. П. Павловым как направление нервизма.

Сергею Петровичу Боткину принадлежит большое число выдающих­ся открытий в области медицины. Он первым высказал мысль о специ­фичности строения белка в различных органах; первым (1883 г) указал, что катаральная желтуха, которую Вирхов трактовал как «механичес­кую», относится к инфекционным заболеваниям; в настоящее время болезнь эта именуется «болезнью Боткина». Установил также инфекционный характер геморрагической желтухи, описанной А. Вейлем. Это заболевание называется «желтухой Боткина-Вейля». Блестяще разра­ботал диагностику и клинику опущенной и «блуждающей» почки.

Деятельность Сергея Петровича Боткина была обширной и разно­образной. Как издатель он известен тем, что издавал «Архив клиники внутренних болезней профессора Боткина» (1869-1889 гг) и «Еженедель­ную клиническую газету» (1881-1889 гг), переименованную с 1890 года в «Больничную газету Боткина». В этих изданиях печатались научные труды его учеников, среди которых были И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, В. А. Манассеин и многие другие выдающиеся врачи и ученые.

Сергей Петрович был первым врачом, избранным в нашу думу, был заместителем   председателя Комиссии общественного здравия. В 1886 году его выбрали председателем Комиссии по вопросу улучше­ния санитарных условий и уменьшения смертности в России. Он по­пробовал реформировать всю систему здравоохранения, но не было для этого ни людей, ни денег, ни лекарств, ни нужной статистики.

Сергей Петрович умер 11 ноября 1889 года во Франции, в Ментоне, от ишемической болезни сердца. В двух браках (первая жена умерла на курорте в Сан-Ремо) у Сергея Петровича родилось 12 детей. Два сына — Сергей и Евгений — наследовали профессию отца. Уже после смерти Сергея Петровича Евгений стал лейб-медиком при дворе. Когда импе­ратор превратился в гражданина, он не оставил семью Романовых, пос­ледовал за ней в Тобольск. При переезде в Екатеринбург ему предложи­ли уехать в Питер. Он остался. За два дня до гибели снова просили оста­вить Ипатьевский дом. Он посчитал это для себя невозможным. Докто­ра Боткина расстреляли вместе с царской семьей.

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Далее по теме: