Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Общие сведения

Ультразвуковое исследование желудка проводится утром натощак после 6—8-часового ночного перерыва в два этапа: до и после его наполнения.

Наиболее доступным для визуализации является дистальный отдел желудка, чему способствует левая доля печени, служащая для этого акустическим окном, а также близкое расположение пилорической части желудка к передней брюшной стенке. Однако он определяется не у всех обследуемых натощак, что может быть связано со смещением желудка ниже печени и его прикрытием поперечно-ободочной кишкой. При отсутствии патологии реже визуализируется тело ненаполненного желудка и крайне редко видно его дно.

В норме на эхограмме желудок в любом его отделе представлен объемной структурой, расположенной за или под левой долей печени, состоящей из стенок, включающей гипоэхогенный узкий ободок, окружающий гиперэхогенный просвет. На поперечных эхограммах она видна как кольцо, а на продольных — в форме скобы или незамкнутого овала. Тело желудка на эхограмме определяется в виде структуры овальной или треугольной формы.

Эхографически стенки ненаполненного желудка состоят из трех слоев: двух гиперэхогенных (наружного и внутреннего) и гипоэхогенного (промежуточного). Внутренний гиперэхогенный слой соответствует слизистой оболочке стенки органа, наружный гиперэхогенный — серозной оболочке, а наиболее выраженный — расположенный между ними гипоэхогенный — происходит от мышечной оболочки. Скопление же сильных эхосигналов в просвете между стенками соответствует складкам слизистой оболочки, а степень эхогенности обусловлена разницей в акустической плотности стенок и полости органа с его содержимым.

В норме в полости желудка натощак жидкостное содержимое не определяется. Газ, присутствующий в желудке, дает акустическую тень.

После наполнения желудок на эхограмме представляется объемным образованием с равномерно расправленными, ровными как по внутреннему, так и по наружному контуру стенками и множеством плавающих эхосигналов в его полости. Через 3—4 минуты эти эхосигналы оседают, и желудок уже представляется как однородное, похожее на кисту образование, нижняя граница которого достигает уровня пупка.

Во время исследования четко различаются полость органа, передняя и задняя стенки желудка, его большая и малая кривизна, угол желудка, который условно делит его на антрум и тело.

Форма желудка варьируется от округлой до трубчатой и зависит от плоскости сканирования по отношению к каждой из его исследуемых частей (пилорическая, кардиальная, тело, дно).

При наполненном желудке наиболее доступными для визуализации являются его дистальные отделы — антрум и тело. Они видны у всех обследуемых. Проблематичным является исследование дна желудка из-за перекрытия этой зоны ребрами. Успех в визуализации кардиальной части желудка опять же зависит от размеров левой доли печени.

Ультразвуковое исследование наполненного желудка имеет более важное диагностическое значение, так как позволяет детально оценить не только каждый его отдел, но и структуру стенок.

Анатомически стенка желудка состоит из трех оболочек, тогда как эхографически она представлена пятью непрерывными четко дифференцирующимися и чередующимися между собой слоями — тремя тонкими гиперэхогенными (внутренний, промежуточный, наружный) и двумя расположенными между ними гипоэхогенными (внутренний и наружный).

Происхождение каждого из вышеуказанных эхографических слоев стенки желудка не случайно. Один из них частично соответствует определенным гистологическим структурам, другие образуются в результате отражения ультразвука от границ сред с различной акустической плотностью.

Различаются следующие слои:

  1. (внутренний) гиперэхогенный слой соответствует границе жидкости со слизистой оболочкой стенки желудка;
  2. гипоэхогенный слой, вероятно, образуется когда ультразвук проходит к глубинным структурам слизистой оболочки, включая ее собственную мышечную пластинку;
  3. промежуточный гиперэхогенный слой соответствует подслизистой оболочке и ее границе с мышечной оболочкой стенки желудка;
  4. наружный гиперэхогенный слой формируется в результате отражения ультразвука от границы между наружной поверхностью стенки желудка и окружающей ее средой, а также частично от серозной оболочки.

Правильная трактовка эхографических слоев важна, поскольку позволяет распознать патологические состояния стенки желудка.

Показания к эхографическому исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки:

  1. боли в животе — для выявления патологического процесса в желудке и/или двенадцатиперстной кишке;
  2. подозрение на гастрит, гастродуоденит, дуоденит для оценки состояния желудка и/или двенадцатиперстной кишки: определение наличия и количества жидкого содержимого в полости органов натощак, толщины, характера и протяженности поражения их стенок;
  3. рецидивирующая рвота с целью исключения застойных явлений в желудке;
  4. травма в области передней брюшной стенки с целью определения наличия и локализации гематомы, а также возможного разрыва желудка и двенадцатиперстной кишки;
  5. подозрение на наличие инородных тел в желудке и двенадцатиперстной кишке;
  6. подозрение на новообразование желудка — для определения его наличия, местоположения, характера роста и глубины прорастания опухоли в стенку органа;
  7. подозрение на опухолевые образования окружающих органов с целью определения наличия и степени сдавления, смещения и инфильтрации ими стенок желудка и двенадцатиперстной кишки;
  8. срыгивание, рвота, потеря массы у новорожденных с целью установления пилоростеноза или пилороспазма;
  9. с целью оценки состояния соседних с желудком и двенадцатиперстной кишкой органов;
  10. для определения эвакуаторной функции желудка при редко встречающейся у детей и подростков выраженной очаговой патологии желудка, приводящей к стенозу выходного отдела (язвы, рубцово-язвенная деформация выходного отдела, рак);
  11. подозрение на высокую вероятность дуоденогастрального рефлюкса, особенно у детей с выраженным эрозивным бульбитом и язвой двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;
  12. для уточнения результатов эндоскопического и рентгенологического исследования желудка и двенадцатиперстной кишки;
  13. общее тяжелое состояние ребенка, когда невозможно проведение эзофагогастродуоденоскопии и рентгенологического исследования: сердечно-легочная декомпенсация, обострение хронического бронхолегочного процесса, судорожные состояния и др.;
  14. наблюдение за пациентом в динамике с целью оценки эффективности терапии, в том числе антирефлюксной, и в целях избавления его от повторной гастродуоденоскопии;
  15. неконтактный пациент (отказывающийся от гастродуоденоскопии и принятия бария для проведения рентгенологического исследования).
Далее по теме: